Об идентичности реформатских и пресвитерианских церквей по всему миру

Историческая справка о происхождении реформатских и пресвитерианских церквей

По сей день Реформатские церкви всего мира известны под именем реформатских либо пресвитерианских, в зависимости от того, были ли они исторически связаны с Шотландией или с континентальной Европой. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя могут называться по-разному: в Швейцарии, Голландии и Германии они именуются реформатскими, в Англии и Шотландии — пресвитерианскими, во Франции — гугенотскими. Кроме того, повсеместно существуют объединения реформатских и пресвитерианских церквей, например, Североамериканский Совет Пресвитерианских и Реформатских церквей, Международный Совет реформированных церквей, Объединение Евангельских Реформатских церквей Украины. В нашей семинарии — Евангельской Реформатской семинарии Украины — обучаются студенты, служители из реформатских и пресвитерианских церквей.

Основателем пресвитерианских церквей в Шотландии считается Джон Нокс, но на него в свою очередь оказал большое влияние родоначальник реформатской веры во всем мире Жан Кальвин, от имени которого реформатские и пресвитерианские церкви называются еще кальвинистскими.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «В Шотландии введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви» (Том 14, стр. 101); «В Англии наряду с англиканской церковью, сохранившей много католических элементов, образовалась чисто Реформатская церковь пресвитериан, исповедание кото-«Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты». (Большой Российский Энциклопедический Словарь. Москва 2003 г. Стр. 620)

Жан Кальвин стал для Джон Нокса образцом верности и «выдающимся слугой Бога». Всю жизнь сам Джон Нокс отождествлял себя именно с Реформатской церковью. Вот как пишет о нем исследователь Реформации Филипп Шафф: «После восхождения на престол «Кровавой» Марии, Нокс по настоятельной просьбе друзей в числе последних бежал на континент и провел пять лет (с января 1554 года до января 1559 года, прервав своё изгнание путешествием в Шотландию с ноября 1555 года по июль 1556 года) во Франкфурт-на-Майне и, главным образом, в Женеве. Здесь он увидел «самую совершенную школу Христа со времен апостолов». Хотя в течение четырех лет он, как восхищенный ученик сидел у ног Жана Кальвина, он стал более кальвинистским, чем сам великий реформатор. Нокс проповедовал перед английскими изгнанниками, принимал участие в издании Женевской Библии и своим пером помог делу становления протестантизма в Англии и Шотландии» (Филипп Шафф, «Символы веры христианства», том I, §§ 87-90 — Пресвитерианские исповедания Шотландии).

Шотландская церковь всегда считала себя истинной Реформатской церковью. В «Руководстве по общему богослужению», принятом актом Генеральной Ассамблеи Церкви Шотландии в Эдинбурге 3 февраля 1645 года говорится о том, что англиканская литургия стала камнем преткновения «для Реформатских Церквей повсюду» («Вестминстерское исповедание веры»; изд. Свободной Пресвитерианской Церкви Шотландии; 2000 год). Появление термина «пресвитерианство» связывают с церковными и политическими реформами проводимыми в тот период в Шотландии. Вот как пишет об этом Джеймс Норт в своей известной книге «История Церкви»: «Королева Мария (Стюарт) в то время была во Франции, где она сочеталась браком с французским королем Франциском II (1559-1560). В ее отсутствие Шотландский парламент принял решения, которые лишали папство власти на территории страны, отменяли мессы, упраздняли духовную и мирскую власть епископов. Парламентом же было узаконено вероисповедание, выдвинутое Ноксом, которое оставалось основополагающим до тех пор, пока в 1646 году не было заменено Вестминстерской конфессией. Местные церкви организовались в единую систему пресвитерий, которые в свою очередь объединялись в провинци¬альные синоды; всю эту систему возглавляла Генеральная ассамблея. Кальвинизм уже пустил глубокие корни во всей стране; так появилась на свет пресвитерианская церковь» (Джеймс Норт «История Церкви»; изд. Москва «Протестант»; 1993 г., стр.269). Об идентичности реформатских и пресвитерианских церквей говорит также Эрл Е.Кернс в книге «Дорогами христианства»: «В шотландской Церкви были организованы пресвитериаты, синоды и национальная ассамблея с системой предста¬вительного управления Церковью пресвитерами, как в рефор¬матских церквах Женевы. Таким образом, Реформация была бескровно завершена декретом шотландского законодательства, но Нокс и его друзья столкнулись с жестокими испытаниями, прежде чем она прочно утвердилась… Джон Нокс умер в 1572 году, когда средний класс уже твердо обосновался в политическом управлении Шотландии и пресвитерианская система управления и кальвинистское богословие стали общепринятыми» (Эрл Е.Кернс «Дорогами христианства»; изд. Москва «Протестант»; 1992 г., стр.264, 265).

Таким образом, единственное отличие ортодоксальных реформатских и пресвитерианских церквей состоит в самих названиях, возникших в ходе исторических процессов в разных странах. В реформатских и пресвитерианских церквах нет епископальной системы управления и какоголибо одного вселенского центра по типу католической церкви. Несколько церквей, управляемых советом старейшин могут объединяться в Соборы или Пресвитерии, а несколько Пресвитерий могут составлять Генеральную Ассамблею церквей.

Термин «пресвитерианские» в основном закрепился в Шотландии, Скандинавии, Британии и в с Северной Америке. Но как пишет в своем труде «Богословская мысль Реформации» Алистер Мак Грат: «Когда пуритане ступили на землю Нового Света, они привезли с собою не просто религию, но социальное мировоззрение, уходящее корнями в жизнь небольшого города Швейцарии (Женевы)» (Алистер Мак Грат «Богословская мысль Реформации»; изд. «Богомыслие» Одесская библейская школа, 1994 г., стр. 263).

На сегодняшний день все ортодоксальные пресвитерианские церкви США это по сути реформатские церкви. К примеру, такая многочисленная деноминация, как Пресвитерианская Церковь Америки (PCA — англ.) считает своим основным доктринальным документом Вестминстерское исповедание веры 1643-1648 г.г., но признает также Гейдельбергский катехизис 1563 года и Каноны Дортского Синода 1618-1619 г.г. Нидерландов. Изучая «Форму пресвитерианского церковного руководства», утвержденного Актом Генеральной Ассамблеи в Вестминстере от 1645 года и современное издание Книги Церковного Уклада Пресвитерианской Церкви Америки, нетрудно заметить, как бережно в последнем документе сохранены даже фразы из Вестминстерского документа. Если внимательно сравнить эти и другие документы, то в них нельзя найти существенных доктринальных отличий.

Об этом же пишет В. Любащенко: «…церкви, що виникли у континентальних країнах Європи, отримали узагальнену назву реформатських. В Англії, а потім у США кальвінізм поділяється на пресвітеріанські та конгрегаціоналістські церкви (В. Любащенко „Історія протестантизму в Україні” Київ 1996 р.)»

Другие источники:

Протестантизм — Словарь атеиста. Москва 1990 год:
— «Кальвинизм — одно из основных течений Реформации». Стр. 121.
— «Пресвитериане — последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации, возникших в период Реформации в Шотландии и Англии во второй половине 16 в.». Стр. 201
— «Реформаты — приверженцы кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения (последователи кальвинистских церквей шотландско — английского происхождения назывались пресвитерианами)». Стр. 222
— «Многие пресвитерианские церкви входят во Всемирный альянс реформатских церквей». Стр. 202
— «В Швейцарии возникли более радикальные реформатские церкви, основанные У. Цвингли и Ж. Кальвином. Она получили доминирующей влияние в Шотландии и Голландии, на севере. Германии, распространились во Франции, Англии (под названием пресвитерианства), а позже и в США». Стр.225

Українська Радянська Енціклопедія. 2 вид. Том 4, стор. 525:
— «Нині кальвінізм існує в трьох формах: реформатство, пресвітеріанство та конгрегаціоналізм».

Визнання віри пресвітерської церкви. Торонто, Канада 1980 року:
— «Цей духовний рух (кальвінізм) … є знанний на континенті Європи під назвою Реформовнного руху, в Англії й Америці — як Пресвітерський рух».

Можно говорить также о развитии реформатской богословской мысли в США. Это верно и справедливо. Чего только стоит разработанное американскими богословами учение о едином Завете Благодати, представляющем органическое единство в цепи различных этапов заключения Завета между Богом и человеком. В системе доктрин ортодоксальных пресвитерианских церквей не было никаких значительных изменений.

Основным вероисповедническим документом Евангельской Пресвитерианской Церкви Одессы является Вестминстерское исповедание веры, но церковь использует и обучает людей также по Гейдельбергскому катехизису и Канонам Дортского Синода. По принципу богословской и эклесиологичекой ориентации, а также на основании свидетельств старейших реформаторов Украины и религиоведческой экспертизы Приморский районный суд города Одессы 22 июля 1998 года признал ЕПЦО правопреемником Евангелическо-Реформатской общины Одессы.