Человек – образ и подобие Бога

Пресвитер Денис Дудкин

Каждый день огромное количество людей на земле задаются вопросами: кто я, зачем я существую? И не смотря на кажущееся многообразие, у современного человека ответов на эти вопросы всего три. Либо человек, это любимое творение Высшей Личности – Бога, для которого Творец приготовил определённую роль в мироздании. (Как вариант, возможно и многобожие, но сейчас это малораспространенное верование). Либо человек – это часть абсолютно безличного Брахмана (Брахман, то есть безликая, всеобъемлющая душа = вселенная, вселенная = Брахман), и человеку нужно раствориться в нём, слиться с ним, лишившись всякой индивидуальности. Либо человек – это побочный продукт бессмысленного движения неодушевлённой материи (движение – форма существования материи), и соответственно его жизнь вообще не имеет никакой реальной ценности. От того, какой ответ люди принимают за истину, осознают они это или нет, зависит их жизнь. И исходя из того, что большинство людей несчастливы (счастье – не удовлетворение потребностей, а полнота самовыражения в осуществлении предназначения), можно сделать вывод, что неверный ответ – самый распространённый.

Для нас же, людей верящих Божьему откровению, ответ на этот вопрос очевиден: человек Божье творение, более того человек – образ и подобие своего Творца. Но за кажущейся простотой этого утверждения зачастую стоит непонимание того, что же это такое: «образ и подобие» Бога? Попробуем ответить на этот вопрос.

За длительную историю исследования Библии из слов «образ» и «подобие» произнесённых Богом при сотворении человека (Быт.1:26-27) делалось большое количество всевозможных выводов. Некоторые видели в этих словах указание на разум, как уникальную особенность человека, делающую его похожим на Бога. Другие выделяли как подобность Богу наличие у человека представлений о нравственности. Часто эти слова истолковывают отдельно друг от друга, наделяя каждое особым смыслом. Но если учитывать такую особенность древнееврейской поэзии (а жанр Быт. 1:26-28 – поэзия)* как использование синонимического параллелизма, когда повторное употребление слов – синонимов лишь подчёркивает одну главную идею, но не привносит дополнительного смысла, то в сочетании слов «образ» и «подобие» мы должны увидеть указание на одну главную идею. Чтобы понять суть этой идеи, сравним употребление этих слов в писании. Древнееврейское слово «целем», переведённое как «образ», имеет такие значения:

изображение, образ, изваяние, идол. В общем, оно указывает на видимое проявление, на изображение, предающее характерные черты оригинала. Слово «дмут», переведённое в синодальной версии как «подобие», так же имеет значения: подобие, образец, облик, вид,
изображение, форма. И, в общем, указывает на видимое изображение похожее на оригинал. То есть, нет смысла искать различия между двумя этими словами, но явно, что они вместе передают идею: человек явился видимым материальным проявлением, выражением, изображением (невидимого, трансцендентного) Бога, в созданном Им материальном мире. По-гречески, это звучит так: человек – икона Бога (Септуагинта).
Это не значит, что смотря на человека, мы видим Бога, ведь как мы помним: «Бог есть Дух». В некоторой степени аналогией может служить памятник в форме обелиска. Он не похож на человека, но будучи поставлен в честь кого-либо несёт в себе важную информацию о нём. Это означает, что материальный объект – человек, по воле Творца, отражает Его характерные черты, и будучи представителем Бога в материальном мире, особым образом являет Его славу. Причём отражает не одну какую-то черту (например разум). Но в той степени которую сам Бог посчитал нужной, отражает совокупность большинства из известных нам основных характеристик Бога: знание, мудрость, доброта, любовь, милосердие, терпение, справедливость, правдивость, свобода воли, власть, способность к самовыражению, необходимость в общении (Бог – Троица). Одним словом человек, как и Его Творец, является личностью. Но, даже имея такую замечательную характеристику, человек всего лишь есть представитель Бога, наделённый полномочиями, отражающий славу Творца но ни в коем случае не равный Ему.

Здесь особенную важность имеет то, что Бог сотворил человека с определённой целью. А именно: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Вся земля и всё что наполняет её, было создано Богом как дом для человека. А человек был поставлен представителем, наместником Бога на земле, призванным управлять своим домом от Его имени, в Его славу. И тут надо понимать какая это честь: ведь Бог, это единственный источник жизни, Господин и Творец всего существующего. И быть Его представителем – значит иметь с Ним особые отношения. Чем же особенны эти отношения? Тем, что человек является любимым творением Божьим (Ин.3:16). Но, констатируя наличие этой любви, очень важно осознавать её не заслуженный характер. Ведь не потому Бог любит человека, что тот имеет какую-то особенную, присущую ему лично, вне отношений с Богом, ценность. Но именно потому человек ценен и значим, что Бог любит его (Пс.8). Вне этих отношений с Богом человек теряет смысл своего существования, и обречён на гибель. Действительно, даже после грехопадения, уникальной особенностью человека является ярко выраженная необходимость в религии, то есть в установлении близких отношений с Богом. Современная антропология констатирует это как факт. Однако нужно подчеркнуть: если Сам Бог не восстановит разорванные человеческим непослушанием отношения, то как бы ни был религиозен человек это не спасёт его.

Но быть представителем означает не только иметь связь с Пославшим, но и способность достойно представить! В уже упоминавшемся выше отрывке Быт 1: 28 говориться также и о об осуществлении полномочий: управлении созданным миром. Другими словами «подобность» Богу выражается в исполнении функции. Но эта функция должна исполняться определённым образом. Миром человек должен править именно так как он это видит у своего Отца. Ничего не напоминает? Ин 5:19-20 «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (см. также Ин 6:38). К сожалению то как сейчас человек управляется на земле очень далеко по своему качеству от того что должно быть.

Ещё одним аспектом человеческой жизни, являющим его «подобность» своему Творцу, как ни странно, является брак. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Конечно, сама библия свидетельствует, что отдельно взятый человек (мужчина или женщина) так же является «образом» Божиим. Но как следует из Быт.1:27, вместе мужчина и женщина, (соединённые Богом особыми отношениями – брак) наиболее полно открывают «образ» Божий. И здесь видна прямая связь с троичным бытием Самого Создателя. Как мы знаем, взаимоотношения между лицами Троицы характеризуются абсолютной гармонией любви. Брак же между мужчиной и женщиной является моделью этих отношений и так же должен строиться на отношениях гармоничной любви. Мужчина и женщина в браке связаны между собой как видимым, так и невидимым, сверхъестественным образом (Быт.2:21-25). И потому брак – это особое духовное единство, а сексуальные отношения между мужем и женой должны быть выражением этого единства. Тогда секс приносит не только временное наслаждение (зачастую нивелируемое последующими отношениями) но полноту взаимного удовлетворения и радости. Именно для таких отношений Бог создал мужчину и женщину – отношений отражающих Божью славу. Кроме этого одним из аспектов брака, и предназначения человека в целом является «наполнение земли» (Быт.1:28). То есть через размножение, «образы» и «подобия» Бога должны распространяться по земле, управляя планетой от Его имени, всюду являя славу своего Творца. Живя такой жизнью, то есть, исполняя волю Бога и наслаждаясь особыми взаимоотношениями с Ним, реализуя свой потенциал в осуществлении своего предназначения, человек был бы бесконечно счастлив в вечности.

К сожалению, всё это великолепие, подаренное Богом человеку, было искажено грехопадением. Человек нарушил подаренные Господом отношения, которые богословы называют Заветом Дел. Как следствие оказался проклят и сам человек, и мир где он живёт. Наместник Бога на земле пошёл против воли своего Создателя, существо во всех смыслах зависимое от Того, кто его создал, удалилось от источника жизни и счастья (Быт.3 гл). Образ Божий в человеке был искажён, смысл жизни утерян. Хаотичные попытки найти этот смысл до сих пор отчаянно предпринимаются людьми, ощущающими эту потерю и не понимающими, что именно в их жизни не так. Но в силу наследуемого греха, человек и сам не в состоянии найти выход из этого положения, и более того, не хочет принять спасение от Бога. Ослушавшись Бога, человек потерял естественную Богоцентричность жизни и замкнувшись в собственном эгоизме пытается игнорировать свою зависимость от Создателя и доказать, что он ни в чём не виноват и не нуждается в спасении. Грехом искажено всё в человеке: целостность личности, осознание цели существования, взаимоотношения с Господом, взаимоотношения с другими людьми и между полами, желания, возможности и действия. Всё, что осталось, так это какая-то внутренняя память о рае, поддерживаемое Господом сознание того, что, так как есть – быть не должно. Осталось желание, чтобы всё было иначе: чтобы не было зла, но торжествовало добро. Но как человек не пытался воплотить в жизнь свои представления о «правильном» обществе, в итоге он всё равно не достиг желаемого. Известный писатель – христианин Толкиен так говорит об этом: «в человеке мы видим лохмотья господства».

Но, несмотря на происшедшие в человеке изменения цель, для которой его создал Господь, остаётся та же: «вечно славить Бога и вечно наслаждаться общением с Ним»**. И, не смотря на невозможность исполнения своего предназначения, человек всё равно остаётся ответственным перед Богом за это, и соответственно виновным перед Ним.

Тем более, замечательным является вмешательство Бога в жизнь падшего человечества. Тот, Чью святость, истинность и всемогущество человек оскорбил (и продолжает оскорблять) неверием и непослушанием Сам приходит к человеку чтобы спасти его. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин. 3:16. Бог, спасая творение, восстанавливает во Христе Своё «подобие» в человеке, и предлагает возможность новой жизни вместе с Ним. Он даёт нам власть быть Его детьми. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» Рим.8:29.

Во многом эта новая жизнь похожа на ту, которую люди имели до грехопадения. Но, усыновляя во Христе человека, Бог даёт более того, что было в Эдеме: в новой жизни мы будем подобны Христу и уже не сможем снова отпасть от Бога.

Итак, через наше искупление от греха совершённое Иисусом Христом Бог вновь принимает нас и восстанавливает в нас Свой образ. Часто об этом говорят как о уже свершившемся факте, часто как о том, что ещё ждёт нас в будущей жизни. В определённой степени правы и те и другие. Действительно во Христе исполняются все обетования Божии, но не все обетования исполняются в наших жизнях здесь, сейчас в этом мире. Бог уже дал, но мы ещё не полностью получили. Писание говорит о том, что христиане уже в этой жизни всё больше и больше уподобляются Христу (процесс освящения), и соответственно по мере этого уподобления мы переживаем исполнение Его
обетований в наших жизнях. Но полное и окончательное свершение всего того, что обещал Бог, мы увидим только после второго пришествия Христа. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» 1Иоан.3:2. Однако то восстановление Божьего «образа» в нас, которое мы имеем уже здесь достаточно для того, чтобы служить Ему в этом мире. Осуществлять функцию представительства (подобия) Бога на земле. Каким образом? Стремиться исполнять Его волю, открытую в Его слове. Сюда входят все те обязанности человека, которые дал ему Господь при творении, и о которых мы говорили выше. Более того, снимая с нас ответственность за прошлое неповиновение, Бог даёт во Христе новые возможности, новые силы для нового осознанного послушания. И теперь цель для которой Бог создал Свой «образ» и «подобие» вновь достижима для верующих. Мы снова обрели возможность «вечно славить Бога и вечно наслаждаться общением с Ним». Ещё не в полноте, но уже сейчас. И потому значима не только жизнь «будущего века», но значима, важна и обусловлена целью жизнь христианина здесь, сейчас в этом мире: являть этому обречённому миру Божии «образ» и «подобие».

* У.С. Ла Сор, Д. А. Хаббард, Ф. У. Буш, «Обзор ветхого завета», «Богомыслие», 1998, стр. 71.
** Краткий Вестминстерский Катехизис, ответ на вопрос №1.