Сущность

Пресвитер Денис Дудкин

Сущность народа Божьего и при Ветхом Завете и при Новом Завете состоит в принадлежности Богу и в этом так же состоит его (народа) основополагающее единство. Это сообщество людей которое и при Ветхом и при Новом Завете формирует Сам Господь, призывая к Себе тех, кого для этого предопределил и, удаляя от Себя тех кого по своему предопределению отверг. Так как Господь всегда Тот же и в Нем «… нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1:17) то, следовательно, и Его народ всегда один и тот же, избран Им прежде начала времен один раз и навсегда. И так ясно, что народ Божий и при Ветхом Завете и при Новом Завете это единое целое. Но как же тогда быть с явно видимыми при чтении Библии различиями? На самом деле все очень просто. При всем своем внутреннем, сущностном единстве народ Божий в разные эпохи по-разному проявлялся внешне. И это внешнее проявление, если так можно выразиться оформление народа Божиего в видимое сообщество людей теснейшим образом связанно с полнотой откровения Божиего о Себе и полнотой осуществления Его искупительного замысла. Другими словами, существует глубокая взаимосвязь между полнотой Божиего откровения своему творению, тем как Господь формирует и направляет ход истории человечества и внешним проявлением народа Божиего (которое является частью Его откровения). То есть, один и тот же, по сути, народ Божий (избранные Им люди) в разные исторические эпохи, на разных этапах Божиего откровения внешне проявлялся по-разному.

Теперь, когда мы разобрались с общим вопросом о сущностном единстве Божиего народа перейдем к рассмотрению частных аспектов.

1. Национальность.

ВЗ. На этом этапе Господь являл славу Своей благодати в жизни созданного Им еврейского народа. Поэтому важную роль играла национальность, хотя в Ветхом Завете есть ясные указания на возможность присоединения к завету иноплеменников (Быт.17:12; Исх. 12:44; 12:48; Руфь; Иез. 47: 22).

НЗ. Откровение Божией славы и Его благодати является всему миру в жизни искупленной Иисусом Христом и созидаемой Им церкви, которая носит интернациональный характер. Мы видим как благодать заветных отношений распространяется и на язычников, какими были и мы сами. Примечательно, что как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете не все те, кто принадлежал (или сейчас принадлежит) к видимому Израилю или Церкви на самом деле составляют народ Божий, но только избранные Богом (Ис. 1:9;10:22; Рим.11:3-5; 1Кор. 10:1-5; 1Ин. 2:19).

2. Земля обетованная.

ВЗ. Обетование о земле данные Господом Аврааму исполнились при Иисусе Навине (Нав. 21: 43-45). И долгое время народ Божий (израильтяне) именно эту землю (Палестину) воспринимал как единственное подходящее для него место жительства. Неразрывно связано с этим восприятием и установление единого места поклонения Господу – Его Храма в Иерусалиме. Но и тут нужно отметить, что не все так однозначно. В Библии есть ясные указания на возможность поклонения Господу и в других землях: Иез. 11:16; 2 Царств 5: 15-17. И, что самое важное – в силу все большего раскрытия искупительного плана Господа все более глобальный характер принимало обетование о земле (новые небеса и новая земля: Ис. 51:6; 65:17; 66:22).

НЗ. Слава Господу!!! мы, то есть народ Божий, живем сейчас во время наиболее полного откровения Господа о Себе и Своих планах. И в силу открытой нам истины (Ин. 4:21, 23-24) мы свободны поклоняться и служить Господу без каких-либо территориальных ограничений. Более того, наше нынешнее состояние на земле, независимо от места жительства, характеризуется апостолом Павлом как странствование (Евр.11: 13-16). И наше настоящее отечество – на небесах (2Пет. 3:13; 2Кор. 5:1-2; Фил. 3:20; Откр. 21:1-3).

3. Священство.

ВЗ. Говоря о различиях в проявлении народа Божиего во времена Ветхого и Нового заветов нельзя не упомянуть такой аспект как наличие в ветхозаветном Израиле особого сословия – священников и левитов. Хотя в книге Исход мы находим слова, относящиеся ко всему народу Израильскому «… будете у Меня царством священников и народом святым.» (Исх. 19: 6). Но, именно сыны Аарона и Левия, а не весь народ должны были осуществлять служение Господу в избранном Им для этого месте – при скинии, а позднее в храме (Исх. 28: 44; Числ. 3: 5-12).

НЗ. В новозаветное время поклонение Господу, как уже отмечалось выше, не привязано к какому-либо определенному месту. Более того, каждый из нас, призванных во Христе, сам является храмом Духа Святого – местом пребывания Господа. И естественно, что служение в этом храме вверено нам самим. Сам Господь утверждает нас в этом, говоря: «Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть.» (Лк 17:21), «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16), «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;» (1Петр. 2:9). Тут ещё важно сделать акцент на сути священства. Суть его состоит в ходатайстве. Священник – это тот, кого Бог назначил ходатайствовать за других и чьё ходатайство Он принимает. То есть тот чьи молитвы Ему угодны. И это та функция и та привилегия, которой наделяет Господь в Новом Завете всю Церковь, всех верующих (Иак 5:13-20; 1Тим 2:1,8). Слава Господу нашему Иисусу Христу «… соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откр.1:6)

4. Закон.

ВЗ. Замечательно то, что, являя Себя, то есть, даруя людям, откровение о Себе Господь не просто информировал их о Себе, но установил и развивал с ними определенные отношения, по благодати Своей, приняв на Себя обязанности перед своим творением, установив для него законы и предупредив об ответственности за их невыполнение. Эти отношения между Творцом и творением всегда имели не спорадический, но постоянный, непрерывный характер. То есть открывшись людям в какой-то момент истории Господь не оставил их затем своим вниманием, попечением и управлением. Жизнь народа Божиего в ветхозаветные времена была жестко регламентирована во всех ее проявлениях установленным Господом Законом. Нравственный закон, правовые, политические и обрядовые нормы показывали, что вся жизнь человека, во всех ее проявлениях принадлежит Господу. Они обличали о грехе и учили подражать Господу в Его милосердии, указывали на будущее искупление во Христе.

ВЗ. В новозаветные времена в связи с полнотой Божиего откровения во Христе и распространением спасения за пределы национальных и государственных рамок Израиля правовые, политические и обрядовые нормы утратили свою значимость. Но исходя из контекста и содержания учения Иисуса Христа ясно видно (чтобы там ни говорили антиномианисты), что Божий нравственный закон имеет неизменное и всеобщее действие (Мф.15:7-8; 23:25-28). Но само замечательное, что благодаря служению Спасителя, Его смерти и воскресению народ Божий освобожден от проклятия за невыполнение Закона. Притом зная Христа, мы сейчас не только любим Закон и желаем хранить его, но Сам Святой Дух ведет нас к такой степени послушания, какой никогда не было прежде (Иер.31:33; Рим.7:6; 8:4-6; Евр. 10:16).

5. Благодать и действие Святого Духа.

Как во времена Ветхого Завета, так и во времена Нового Завета наш Господь исключительно по своей благодати благоволил оправдывать верующих Ему, уповающих на Него и кающихся перед Ним грешников. Ибо только действие даруемого Им Святого Духа побуждает людей верить Богу, уповать на Него и раскаиваться перед ним в своих грехах. (2Цар. 24:10-16; 2Пар. 30:20; Пс. 25; 32:1-2; 34:7-8; 65:1-5; 79:8-9; 85:1-3; Ис. 1:18; Мф. 16:17; Мк. 11:25; Рим. 4:6-8; Еф. 2:4-6,8,9).

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что мы сейчас так же как, например Авраам, Моисей и Павел принадлежим к одному и тому же сообществу людей, а именно к народу Божиему. Но наше нынешнее положение гораздо лучше, чем положение народа Божиего, например, во времена Моисея. И лучше оно потому, что мы живем в эпоху наиболее полного откровения Божиего о Себе и Своих планах, которая характеризуется максимальной (по сравнению со всем тем, что было раньше) близостью человека к Богу. Сейчас, цитируя апостола Павла, жизнь наша «…сокрыта со Христом в Боге.» Кол. 3:3, Дух Божий соединяет нас с Ним, и исполнились слова пророчества Иезекииля (36:25-27): «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» (Евр. 8:10-11).