Новый Завет

Пресвитер Денис Дудкин

Мы часто говорим о практических аспектах жизни во Христе, но помимо этого существуют фундаментальные вопросы, касающиеся наших отношений с Богом. Вопросы, от ответа на которые, зависит наше отношение к Богу и к Его воле. Их можно сформулировать так: во что нам верить относительно Христа и Божьей воли? Иногда можно услышать что-то вроде: мы верим во Христа и всё, скажите нам, что нужно делать. Но что такое верить во Христа? В какого Христа мы верим?

Для начала предлагаю прочесть Исх. 24:1-11.

Центральным событием этого отрывка является церемония Заключения (утверждения) Завета. И для того, чтобы мы поняли смысл Божьего послания изложенного в этом отрывке нужно ещё раз вспомнить: что такое Завет? Вы помните? Тесные узы (близкие отношения) цена которым – жизнь. Поэтому постоянным аспектом церемонии Заключения З. являлось пролитие крови. Жизнь – свята. И пролитие крови, символизирующее смерть указывает на исключительную значимость заключаемых отношений. Цена этих отношений – жизнь. Вне Завета с Богом – жизни нет. Так и здесь мы читаем 24:5, 6, 8 Моисей приносит жертвы. Он убивает животных, которые символизируют вступающих в Завет людей.

Но что ещё делает Моисей? Он не только приносит жертвы, он оглашает Божью волю относительно человеческой жизни (3, 4, 7). Какие это слова? Это речь Господа, записанная в Быт. 20-23. Это 10 заповедей и это комментарий к ним. Объяснение того, как применять эти заповеди в повседневной жизни. Это очень важный аспект Завета. Но что он означает?

Многие видят здесь прямое указание на то, что спасение человека, принятие его Богом напрямую зависит от исполнения им Божьей воли. Мол, если точно исполнишь написанное, – Бог твой отец. А если нет – ты погиб.

Но как тогда быть с Заветом, который Бог заключил с Авраамом? При заключении Завета с Авраамом Господь не выдвигал никаких требований. Он просто сказал: ты теперь мой и я дам тебе потомков (и буду их Богом), и Я дам твоим потомкам землю. Там не было условий. Более того, утверждая Завет с Авраамом, Бог Сам прошёл между рассечёнными животными. Как бы говоря: Я даю отношения тебе и потомкам, ты не можешь их получить иначе. Я несу ответственность за их сохранение, ты не можешь их сохранить сам. И то, что Он прошёл между рассечёнными животными означало, что Он взял на Себя проклятия за разрыв отношений. Другими словами: если отношения между Богом и потомками Авраама разрушаться – Бог обещал умереть (Быт. 15 и Евр. 6:13-14). Так зачем тогда здесь в Завете Моисея условия Закона? Неужели Господь отменяет безусловный Завет с Авраамом? Нет!

Господь истинен и верен. Он не изменяется и не изменяет. Призывая Моисея на служение посредника. Господь сказал из горящего куста Исх. 4:6-8: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…»

Он называет израильтян «Своим народом». Он говорит о Себе как о Боге Авраама – Он помнит Завет с ним. И Он начинает исполнять обещание о земле для потомков, хотя эти потомки ещё ничего об этом не знают. То есть без исполнения Закона они уже получили участие в Завете, в особых отношениях с Богом.

Внимательно читая Писание, мы открываем несколько важных истин. После грехопадения – вне отношений с Богом человек мёртв. Не фигурально, образно – нет вполне реально. Как труп – уже не человек хотя и узнаваем близкими – так человек без Бога уже не человек – хотя и выглядит так. Он создал нас как Свой образ и подобие, после грехопадения – мы уже не те кем должны быть. Мы уже не вполне люди! «Образ и подобие» – это не две руки, две ноги. И это даже не наличие разума и воли. Бог иной, Он совсем не такой как мы. И Его мысли и Его воля и Его бытие – превосходят всякое наше представление о возможностях (Ис. 55:8-9).

Быт. 1:26 очень ясно говорит, что «образ и подобие» – это функция человека в созданном мире. Это миссия, с которой Господь поместил нас здесь. Быть Его представителем в творении. Но быть представителем, можно только имея связь с тем, кого представляешь. Поэтому просто исполнять заповеди, просто «делать дело» – не только невозможно для грешного человека, но и бессмысленно. Это первое.

Второе. Сам Господь решил дать нам жизнь (Рим. 5:6-10): восстановить в общении с Ним и восстановить в нас Свой образ. Слышали такое выражение об армии: там из него человека сделают. Так вот Сам Бог взялся сделать нас людьми (Рим. 8:29; Еф. 2:10).

И третье. Он открывает Себя и приближает к Себе человека в перспективе истории. Он постепенно приближал к Себе человека, и этот процесс достиг кульминации во Христе. Это постепенное приближение, возвращение к Богу, сопровождалось откровением Божьим о том Кто Он, каков Он и одновременно освящением человека, восстановлением образа Божьего в нём. И вот здесь лежит ответ на вопрос о значении Моисеева Завета. Этот завет – один из шагов на пути приближения к Господу, на пути восстановления «образа и подобия» Божьего в человеке. На пути искупления человека от греха. Не исполнение десяти заповедей даёт отношения с Богом. Нет, Бог сначала спас людей, сначала привёл их к Себе, и лишь потом говорит Заповеди. Исх. 20:2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Сначала установление отношений, затем объяснение что означает быть в отношениях с Ним. Вы помните часть церемонии заключения Завета 24:9-11 «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили». Они ели и пили, они праздновали перед Богом, в Его присутствии. Что праздновали – Завет! Отношения с Всевышним. Он не простёр на них руки своей – у Него к ним особое отношение!!!

Все данные через Моисея законы служат одной цели: открыть человеку Каков Бог. И это же означает, каковы должны быть Его люди, Его представители в этом мире. Пережив спасение Божье из Египта, видев его чудеса, человек верой принимал Бога в сердце, входил в отношения с Ним. И в контексте этих отношений становилось реальностью восстановление образа Божьего в человеке. Давайте прочтём отрывок из Евр. 3:16-19 «Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Причина их гибели – неверие. Они всё видели. Они всё слышали. И они не поверили. Их души не прилепились к Господу. Они не обрели отношений с Ним (важно помнить, что отношения с Богом возможны только через веру Евр. 11:6).
Но давайте задумаемся о тех, кто поверил Господу. Может они ни в чём не преступили Закона, который обещали исполнить? Может они преобразились в совершенный образ и подобие Божьи. Нет. И поэтому Господь учреждает жертвы за грех. Бог открыл им Себя. Бог спас их. Бог освящал их. Но они не совершенны, грех действовал в их сердцах, и они нуждались в искуплении от греха: нужна была жертва. Это очень хорошо видно в избавлении из Египта. Безгрешнее ли были израильтяне, чем египтяне. Нет. Но, избрав их Себе в народ, Господь при наказании Египта усматривает вместо своего народа заместительную жертву. И потом на протяжении всей ВЗ истории Израиль приносил Богу жертвы за свои грехи. Но и сами жертвы эти: бараны, тельцы и овцы – неравноценная замена человеку. Ведь грешат люди, а не животные.

Итак, Завет это: отношения; это откровение; это восстановление. Которые становятся возможными через искупление.

Но давайте вернёмся к отрывку 24:1-11. В нём, помимо заключения Завета, присутствует ещё одна важная тема. Эта тема открывается в постоянном повторении: Моисей взял, Моисей сказал, Моисей написал… На 11 стихов приходится 7 упоминаний о Моисее. И если посмотреть другие главы, мы увидим то же самое. Господь призвал Моисея. Господь послал Моисея к фараону. Господь дал Моисею знамения. 19 глава Господь говорит Моисею: передай народу. Моисей спустился и сказал. Моисей поднялся к Господу и рассказал о реакции. Господь обещает Моисею явить перед всем народом Своё особое отношение к Моисею. 20 гл. Господь говорит с неба. Народ Моисею – ты говори с Господом. Моисей один «вступил во мрак где Бог». Вы читали, что Павел в 1 Кор. даже пишет, что Израиль «крестился в Моисея». Таким образом, Господь показывает исключительную важную роль этого человека в искупительной истории. Роль посредника при заключении Завета. Никому другому Господь не давал так приблизиться к Себе!

В жизни Моисея ясно видно всё то о чём говорим. Родился мальчик, один из тысяч таких же. Вырос. Женился. Жил… Заметьте: Моисей не сам взялся за эту роль – Бог призвал его к этому служению. Вы помните, Моисей даже сопротивлялся при призвании. Господь дал ему отношения с Собой. И в контексте этих отношений Господь изменяет Моисея в тот образ, который хочет показать Израилю. В чём видно это изменение? Вы помните каков был Моисей в молодости? Увидев несправедливость по отношению к соплеменнику он убил египтянина. Убил человека. Это достаточное свидетельство, чтобы составить мнение о характере. А что говорит Писание о Моисее после знакомства с Богом. Чис. 12:1-3 «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял [за себя] Ефиоплянку, и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Посмотрите дальше. Чис. 12:13 «И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее!» И не один раз так было. Израиль постоянно упорствовал, постоянно согрешал непослушанием Богу, постоянно ставил под сомнение авторитет Моисея. И каждый раз Моисей вступался за них перед Богом. И когда народ сделал себе тельца Исх. 32:31 «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Видно ли в этом преображение, изменение человеческого духа? Можно сказать, что Моисей как посредник Завета, посредник отношений с Богом – сам являл наилучшее воплощение Заветных отношений. Того, что значит быть «образом и подобием». Он лучше всех представлял народ Божий перед Богом, ходатайствуя за них, и представлял Бога для народа передавая волю Его и руководя. Он был лучшим из израильтян, но был ли он совершенным воплощением «образа и подобия»? Нет. И он ошибался в управлении. И он согрешил неверием. И он не вошёл в землю обетованную. И он нуждался в жертве за грех.

А что всё это значит? Значит, что Завет, посредником которого был Моисей, не дал полного восстановления «образа и подобия» человеку: полного восстановления в отношениях с Богом и исполнения своей миссии на земле.

Вне отношений с Богом мы люди – мертвы. Как же нам быть, если мы сами не можем восстановить себя в «образ и подобие»? Как нам быть, если мы не можем выдвинуть из своей среды совершенного посредника, Того Кто мог заступиться за нас?
Но давайте вспомним, Кто был инициатором отношений с Ноем, и Авраамом и Моисеем. Тот, Кто создал нас. Не они нашли Бога. Бог нашёл их. Он Сам заботится о том, чтобы вернуть нас к Себе, и в этом видна Его благость!

Лук 2:8-14 «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Иисус Христос. Как часто мы произносим эти слова. Осознаём ли мы, что Бог дал нам в Нём? Писание так часто говорит о Христе то, применяя к Нему человеческие характеристики, то подчёркивая Его божественную власть над творением. Как понять это? Ведь действительно во Христе воплотился Божий сын – второе лицо Троицы, то есть Сам Бог. Мы подчёркиваем это потому, что это истина Писания. Потому, что только Бог может дать спасение. Потому, что грех породил множество лжеучений о том, что Иисус Христос – не Бог. Но, говоря о Христе, мы обязательно должны подчеркнуть, что Он есть и настоящий человек. Потому, что это тоже истина Писания. Потому, что если было не так, Он не был бы один из нас, и не имел бы к нам никакого отношения. Он не мог бы быть нашим представителем. Мы бы не имели в этом случае никакого отношения к его искуплению. Посредник должен представлять народ. Он должен быть плоть от плоти и кровь от крови Своего народа. Но посредник должен представлять Бога – и во Христе воплотился Сын Божий – то есть Сам Бог. Одна личность – Иисус Христос: и в ней соединены Бог и человек. Что это означает?

Так же часто как имя Иисус и зачастую в связи с ним мы употребляем словосочетание Новый Завет. Кто может сказать, что это такое? А ведь эти слова не зря стоят рядом. Иисус имеет прямое отношение к Новому Завету. К Новым, особым отношениям Бога с человеком. Понять это можно только если применить значение слова Завет к личности Самого Иисуса Христа. Бог и человек вместе. Не просто рядом, – в одной личности. Это и есть Новый Завет. Это и есть новые, особые отношения Бога и человека. Вот сердце Нового Завета – это сердце Иисуса Христа.

Итак, во Христе Бог в вечном Завете соединился с человеком. Настоящим человеком из плоти и души. Бог избрал для миссии спасения конкретного человека. Человека которого Сам зачал в деве Марии. Человека, который родился беспомощным младенцем. Родился младенцем не Бог – родился человек соединённый Заветом с воплотившимся Богом. Вырос в бедной семье, болел и страдал от холода не Бог, но человек соединённый заветом с Богом. Работал для пропитания не Бог– человек. Человек, но находящийся в особых отношениях с Богом. Тайна сия велика. И мы не разделяем Иисуса на Бога и человека, мы только видим, что в невыразимом единстве в Его личности сочетались настоящий Бог и настоящий человек. Как говорит определение Халкидонского собора: «не слитно, нераздельно, неизменно, неразлучно познаваемый»! Но эти слова, это описание отношений Бога и человека во Христе – есть определение совершенных заветных отношений. И если вспоминать Моисея, то можно сказать, что во Христе человек был призван Богом взойти к Нему на гору. Подошёл так близко как никто и никогда. Даже Адам с Евой. В этой теснейшей связи Бог дал человеку безгрешность от начала и до конца.
Значимость непорочного зачатия Марии – в указании на сверхъестественную природу Христа, на тайну Его личности, на Божественное вмешательство в ход человеческой истории. Христос не потому был безгрешен, что родился таким образом, но он родился таким образом, чтобы была подчёркнута данная от Бога безгрешность. Он унаследовал от матери человеческую природу, но Господь избавил его от наследования греха Адама. Люди не могут спастись сами, поэтому необходимо было вмешательство свыше. И Он вмешался!!!

Видна здесь милость и верность Божья взятым на себя ранее отношениям? Да! Видно здесь восстановление человека в совершенный «образ и подобие» Бога? Да! Но, вы помните необходимо пролитие крови. Необходима жертва за совершённые и совершаемые людьми грехи. Необходимо искупление. И поэтому Иисус пошёл на Голгофу.

Ранами Его мы исцелились (Ис. 53). Ранами Бога? Нет! Ранами человека, мы люди исцелились. (В свете сказанного хорошо видно значение таинства причастия!) Понять призвание Иисуса, понять Его страдания на кресте, и ещё больше молитву в Гефсиманском саду можно только если помнить вышесказанное: во Христе Бог соединён с человеком. Человеческой природе Христа было невыносимо тяжело ожидать свою ужасную смерть. Вы когда-нибудь переживали тягостное ожидание чего-то плохого но, тем не менее, неизбежного. Душа то свыкается с мыслью о неизбежности предстоящего, то вдруг не имея сил терпеть начинает искать выход, обдумывает как миновать, обойти предстоящее. Потом, испробовав в уме все варианты, ты вновь смиряешься и тоскливо ждёшь. Иисус Христос пережил всё это. Он тосковал ужасно. То, что Ему предстояло ни идет, ни в какое сравнение, ни с чем испытанным нами. Предстояло не просто взойти на гору в страшное огненное облако, как Моисей. Предстояло взять на себя проклятие, наказание Бога за грех всего человечества. Нужно было впервые в жизни претерпеть разрыв отношений с Небесным Отцом и вновь обрести их, пройдя через мучение и смерть. Представьте себе, вам говорят: пройди через смерть и выйди с той стороны. Вам будет страшно? И Ему было страшно. Он даже просил Отца: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Но Христос не разделяем. Человек в нём не одинок в своём противостоянии с искушениями. Во Христе Сын Божий держит человека в своих объятиях. Во Христе Бог и человек живут в отношениях Завета. Без Бога, будучи один, человек не смог бы вынести не только предстоящего наказания, но и самого ожидания. Христос смог и то и это. Предвечный сын Божий дал ему благодать устоять и остаться верным Завету (отношениям с Богом), и Он говорит: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Для чего сегодня я так много пишу о казалось бы известных вещах? Знаете при том акценте на Божественность Иисуса Христа, который вполне справедливо ставиться в христианской церкви, мы невольно забываем о человеке во Христе. И таким образом Христос отдаляется от нас. Братья и сёстры то, что нам нужно более всего это любовь Христова. И осознать её до конца, утешиться ей мы можем, только осознавая человечность Иисуса.

Нам важно помнить: у нас ходатай лучший, чем Моисей. Моисей моливший Бога за свой буйный народ, Моисей сказавший Богу Исх. 32:32: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». У нас есть Представитель на небесах. Он подобно нам искушён во всём, кроме греха. Потому, что Бог дал ему устоять. Иисус в Своей человечности как никто другой с великим терпением и милостью, с огромным состраданием и пониманием ходатайствует за нас перед Богом. Он сострадает нам, а Бог слушает Его!

Евр. 4:14-16 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

У нас есть лучший Завет, чем Моисеев. В этом Завете, во Христе Иисусе через веру мы сами имеем отношения с Богом – Его благодать, Его силу в своей жизни. И поэтому: как человеку во Христе Бог дал устоять, так и нам даст достигнуть небесного отечества.

Во Христе мы имеем яркий пример восстановление «образа и подобия». Того, что собственно значит быть человеком. Во Христе мы праведны, потому, что в Нём человек исполнил всю волю Божью.

И у нас есть совершенная жертва за грех, за то, что мы сами не такие как должны быть. Не овца, не голубь, но человек за людей!